ГТО регистрация
Обратная связь
Архив
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

«Минное поле»

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА-ЭКЗАМЕН «МИННОЕ ПОЛЕ» —

 МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Галямова Л.Ш., Ковригин В.Ю., Зюзина Н.В. (Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детства и юношества «Кедр», г. Томск)

 Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности и всестороннее развитие подрастающего поколения, по мнению  А.А. Остапца-Свешникова, доктора педагогических наук, мастера спорта по туризму. Форм и видом работы в рамках туристско-краеведческой деятельности описано в литературе множество: походы, путешествия, прогулки, экскурсии и пр. Кроме того, одной из форм туристско-краеведческой деятельности являются туристские соревнования, которые способствуют подготовке безаварийного содержательного туристского похода, проверке готовности туристских групп.

В след за нашими коллегами, которые ежегодно «собирают» на городские туристские соревнования более 150 учащихся, утверждаем, что эти показатели говорят о востребованности подобных событий и остаются одним из самых массовых мероприятий школьников.

Туристские соревнования учащихся — это комплексное мероприятие, подготовка и проведение которого требует больших усилий от всех организаторов. Городские туристские соревнования имеют большое воспитательное значение, что отражается на программе соревнований, которая, как правило, состоит из спортивной части и конкурсной программы.

Традиционно программа соревнований известна заранее как по содержанию, так и по формам «проверки» готовности школьников к походам и повторяется из года в год. Каждый раз анализируя прошедшие соревнования, мы приходим к выводу, что есть потребность привнести нечто новое в уже известное и если не в содержание, то в поработать над формой «проверки» готовности учащихся к преодолению трудностей. В результате на городском этапе Всероссийских соревнований «Школа безопасности» мы апробировали новую для нас форму проведения одного из этапов, направленных на проверку знаний и навыков по основам безопасности жизнедеятельности, первой доврачебной помощи и ориентирования на местности, под названием «Минное поле».

Интерактивная игра-экзамен «Минное поле» направлена на поддержку инноваций в сфере дополнительного образования и повышении качества образовательного процесса, обеспечении методической помощи объединениям учащихся и образовательным организациям, специализирующимся на активных формах туристско-краеведческой деятельности или использующим эти формы в процессе организации образовательной деятельности учащихся по программам разных направленностей, а также для программ курса ОБЖ. Данная технология, на наш взгляд, актуальна для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов ОБЖ, организаторов соревнований.

«Минное поле» — игра, в основе которой лежит всем известный метод покорения настольного пространства, — «Морской бой». Мы перенесли этот способ на «землю» в буквальном смысле этого слова и обозначили контур игры в следующих правилах:

  1. Команда состоит из 6 человек.
  2. Задача команды – пройти минное поле, при этом «заработать» 60 баллов, сделав 6 шагов.
  3. В начале этапа команде выдаётся нарисованное поле, где до начала движения с целевой стороны на исходную участникам можно продумать тактику движения по минному полю. По ходу движения намеченные для прохождения ячейки можно корректировать.
  4. Минное поле представляет собой матрицу размером 4х4 квадрата, то есть 16 ячеек.
  5. Ячейки «содержат» вопросы, касающиеся основных тем мероприятия. Ответы на вопросы взяты из школьных учебников ОБЖ, рабочей тетради ориентировщика. Важно отвечать на вопросы максимально точно, так как ответ на каждую ячейку даёт команде 10 баллов.
  6. Также ячейки могут быть «заминированы», в результате чего команда теряет заработанные 10 баллов. Существуют ячейки, попав в которые можно просто так получить 3-5 баллов.

Мы предложили матрицу, состоящую из 16 квадратов, исходя из количества участников в команде и времени, предполагаемом затратить на этапе. В результате после апробации мы пришли к выводу, что такое компактное поле позволяет сохранить динамичность в выполнении заданий, поддержать интерес к подобной интеракции и способствовать быстрому включению в процесс, переключению с одного вида деятельности на другой (с теоретического на практический и наоборот), возможности прогнозирования и корректировки траектории своего движения по полю к финишу. Всё это способствует закреплению и проверке полученных предметных и метапредметных знаний и функционирования познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

У любой игры есть строгие правила, которые необходимо соблюдать, чтобы дойти до конца, но, тем не менее, присутствует элемент непредсказуемости, что снимает некое напряжение в случае «неверного» шага, а также формируется позиция собственной ответственности за принятое решение о дальнейшем движении.

Нами разработан весь необходимый рабочий материал как для судей, так и для участников: матрицы для движения судьям и участникам, примерный перечень вопросов и практических заданий, список литературы, с которым можно ознакомиться на сайте www.kedr.tomsk.ru  в разделе методических разработок.

На наш взгляд, данная игра подходит для проверки знаний учащихся по любому предмету, применима на практике педагогическими работниками, реализующими как основные, так и дополнительные общеобразовательные программы.

«Минное поле» апробировано на городском этапе Всероссийских соревнований «Школа безопасности», получило положительные отзывы как от участников, так и от заместителей главного судьи, потому что удачно заменило обычно скучные теоретические этапы по оказанию первой доврачебной помощи и основ безопасности жизнедеятельности.

 

 

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.