«По Томским улочкам…»
«ПО ТОМСКИМ УЛОЧКАМ».
ЭКСКУРСИОННО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАРШРУТ НА ТРАМВАЕ
Галямова Л.Ш., Ермакова У.А., Михайлова Е.В.
Распогодилось, разголубилось!
Я шатаюсь по Томским улочкам,
Улыбаясь пришедшей весне.
Что за улочки! Тихие,
Славных предков застывшая грусть…
Ты уходишь куда-то бессильная
О, моя деревянная Русь!
Многоглазых высоток щупальца,
Молчаливая, неприступная,
Ты уходишь, врастая в асфальт.
И брожу я, как ты, ссутулившись,
Будто вижу в последний раз
Эти тихие томские улочки,
Деревянный былинный сказ…
Артемий Фоминых
Наша малая Родина… У каждого человека она своя и для каждого она является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!
Известно, что с ранних лет у ребёнка формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды. В этот важнейший период происходит становление личности, закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе и культуре, что служит предпосылкой к формированию чувства любви и привязанности к культурным ценностям родного края, на основе которого воспитывается патриотизм.
Казалось бы, уже апробированы всевозможные образовательные формы работы с детьми, в том числе с применением ИКТ-технологий, тем не менее у педагогов МБОУДОД ДДЮ «КЕДР» появилась идея знакомить юных Томичей со своей малой родиной через экскурсии на трамвае. В результате мы провели серию экскурсий в сотрудничестве с Областной детско-юношеской библиотекой и Томским трамвайно-троллейбусным управлением и оформили сетевой образовательный проект под названием «По Томским улочкам».
На наш взгляд, образовательный проект «По Томским улочкам» привлекает внимание школьников к истории города, трамвайная экскурсия не утомительна, интересна, исторические факты преподносятся в виде живого диалога с экскурсантами, в процессе которого юный собеседник может дополнить рассказ экскурсовода. Младшие школьники в виду своего возраста и физической подготовки не способны пройти полноценную пешую экскурсию по родному городу, поэтому электрический транспорт позволяет нам нивелировать эту сложность и акцентировать внимание школьников на содержании экскурсии, а не на преодолении километров городских дорог.
Динамичный ход трамвайной экскурсии позволяет воочию видеть известные Томичам здания, сопоставлять знакомые факты с новыми сведениями. Трамвайная экскурсия проходит по «Старому городу», вдоль которого дальновидный градостроитель проложил трамвайные рельсы, где как будто нарочно оказалось средоточие архитектурных и культурно-исторических объектов нашего города, позволяющих познакомиться с родными местами.
Мы уверены, что данный проект соответствует актуальным тенденциям развития дополнительного образования, так как имеет практическую и социальную значимость. Аудиторией могут быть разные категории детей: дети с особыми возможностями здоровья разного возраста, а также обучающиеся младшей и средней школы. В 2014-2015 учебном году в нашем проекте приняли участие МАУ СОШ №№ 49, 50 и Католическая гимназия – обучающиеся начальных классов.
Образовательный проект «По Томским улочкам» способствует развитию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Каким образом это происходит:
- Ведущие экскурсии на интересных моментах заостряют внимание детей, и, оставляют вопрос открытым, предлагая найти информацию по данной теме самостоятельно, или совместно с родителями.
- Данная экскурсия вдохновила школьников участвовать в других подобных историко–краеведческих проектах, например, в городской игре-путешествии «Я иду искать», и в этот раз у детей появилось желание взять объект (дом) для исследования, который находился по пройдённому экскурсионному маршруту. Презентации, выполненные совместно с педагогом, были представлены не только перед своими одноклассниками, но и на городской конференции.
- Поступило предложение от педагогов туристско-краеведческой направленности провести пешую экскурсию для их воспитанников по данному маршруту. Далее дети (обучающиеся среднего звена) получили задание самостоятельно найти и собрать материал и подготовить свою часть экскурсии. И совместно с педагогами–наставниками была проведена пробная экскурсия. По нашей инициативе впервые был проведён подготовительный этап для детей среднего звена «Юный экскурсовод». Школьники по заранее полученному и изученному материалу проводили пробную пешую экскурсию с нашей поддержкой.
Этот проект нам кажется перспективным, так как отличается новизной и оригинальностью форм проведения экскурсии: наряду с подачей основной информации, педагогами используются другие виды деятельности, яркие для запоминания детьми: игры, кроссворды, пение под гитару, выход на улицу, для снятия физической усталости от однообразного сидения на одном месте.
Одним словом, сетевой образовательный проект «По Томским улочкам» ждёт своего развития в плане расширения количества краеведческих маршрутов, привлечения информационных и человеческих ресурсов.